Главная  |  Новости  |  Интервью, TV, пресса  
   

Виктория Муратова
«Киевские ведомости» 18.06.2010.

Киевское чудо

Третья декада апреля в музыкальной жизни Киева за последние пять лет традиционно проходит под знаком праздника любителей и профессионалов баяно-аккордеонного искусства в рамках международного конкурса. Вот и в этом 2010 году с 22 по 25 апреля прошел очередной конкурс-фестиваль AccoHoliday, принесший радость одним и огорчения другим. Это и понятно, на конкурс едут с тайной или явной мыслью победить, но побеждают не все и, как правило, сильнейшие. Это аксиома. Именно в этом заключена притягательная сила любых творческих состязаний.

О конкурсах сказано и написано много. Много хорошего и столько же негативного. Они стали своего рода знамением исполнительского искусства новейшей истории. Не критиковали конкурсные испытания только ленивые. Высказана масса взаимоисключающих точек зрения, не меньше приведено и аргументов proetcontraразрастающейся год от года конкурсной лихорадки. А конкурсы, словно грибы после дождя, продолжают расти и множиться. Думаю, в этом ряду AccoHoliday не является исключением. Но справедливости ради следует сделать оговорку о том, что лично мне не приходилось читать отрицательных отзывов об этом конкурсе.

Собственно, об этом же свидетельствует и красочно оформленный альбом1, посвященный пятилетнему юбилею конкурса баянно-аккордеонного исполнительского искусства под эгидой Международного творческого Центра Яна Табачника «Честь имею пригласить». Как следует из аннотации альбома, «его содержание составляют литературные, критические и фото-художественные материалы, опубликованные ранее на страницах отечественной и зарубежной печати».
Среди информационных партнёров, на страницах которых регулярно появлялись рецензии, отзывы, интервью об AccoHoliday, отметим следующие:

  • радиостанция «Ренессанс»;
  • газеты - «Бульвар Гордона», «Факты и комментарии», «Голос Украины»;
  • журналы - «Джаз-клуб», «Джаз», «Украинские ИТОГИ».

Не остался в стороне и наш «Народник», тираж которого распространяется не только в России, но и далеко за ее пределами.
Из зарубежных изданий постоянным партнером является и многостраничная международная газета «Intermusik» (Германия), шеф-редактор которой Ульрих Шмюллинг в течение последних трех лет входит в состав жюри номинации «варьете», оповещая музыкальный мир о многих конкурсах, в том числе об AccoHoliday.

Автор-составитель юбилейного альбома — один из духовных отцов конкурса — Анатолий Семешко сумел скомпоновать в высшей степени интереснейший материал, дающий суммарное представление о многогранности яркого праздника, каким предстает на страницах альбома AccoHoliday.

 

В альбоме пять разделов. Первый раздел, озаглавленный «Вначале была идея», посвящен «стержневым» персоналиям, своего рода духовникам этой идеи -Яну Табачнику, Альфреду Миреку, Владимиру Бесфамильнову и Анатолию Семешко. В каждый из последующих разделов включены опубликованные материалы и фотокадры, на которых запечатлены мгновения незабываемых четырех конкурсных лет.
Завершается альбом разделом с интригующим названием «Продолжение следует...», в котором даны итоговые абзацы оценочного характера и попытка заглянуть в день завтрашний.

Так, касаясь многочисленных публикаций, посвященных конкурсным баталиям, составитель отмечает: «Невзирая на то, что все опубликованные материалы, содержащиеся в этой книге, написаны на разных, подчас и в контрастных образно-содержательных, если можно так сказать, и критических тональностях, всех их объединяет одно очень важное, на наш взгляд, начало -искренняя и неподдельная заинтересованность в сегодняшнем и завтрашнем дне конкурса» .

Говоря о ближайших перспективах, учредители и организаторы
AccoHoliday уже сегодня остро чувствуют «назревшую необходимость
расширения формата конкурса за счет введения новых исполнительских и
творческих номинаций», таких как ансамблевое музицирование и конкурс
оригинальных аккордеонных композиций. В числе отдаленных перспектив
продекларирована         «необходимость         учреждения               современного
специализированного печатного органа Высшей лиги мэтров мирового аккордеона, отражающего, прежде всего, нынешние тенденции и события отечественной и зарубежной аккордеонистики».

Вот с таким камертоном итоговых показателей и перспектив начался очередной пятый международный конкурс AccoHoliday- 2010.
По сложившейся традиции открытие конкурса началось с персонального представления членов жюри, с вручения наград и знаков отличия, затем отеческое благословение Яна Табачника гостям и участникам конкурса, после чего обычно следовала фестивальная часть - концерт, предваряющий непосредственно конкурсные прослушивания.
К счастью, традиция была нарушена тем, что впервые за все предшествующие годы к микрофону подошел недавно назначенный новый министр культуры и туризма Украины Михаил Андреевич Кулыняк. Поздравив собравшихся в зале и пожелав участникам и гостям творческого вдохновения, новых ярких впечатлений, он под аплодисменты аудитории вручил выдающимся деятелям в области баянного исполнительства и педагогики Анатолию Семешко, Владимиру Бесфамильнову и Виктору Власову правительственную награду -медаль «За достижения в развитии культуры и искусства».
Честь открыть фестивальную программу AccoHoliday была предоставлена аккордеонному дуэту «Концертино» из Ивано-Франковска в составе заслуженного    артиста    Украины    Мирона    Черепанина    и    Марины    Булды,
справляющих в этом году свой десятилетний юбилей творческого союза. Полька «Трик-трак» И. Штрауса, танго «Любовная улыбка» П. Фроссини и эстрадная миниатюра 3. Конфи с многообещающим названием «Головокружительный аккордеон» в исполнении дуэта явились своего рода заставкой, прелюдией к яркому праздничному фейерверку разнообразной концертной программы.

Идея с показом достижений победителей AccoHoliday предыдущих лет, что называется, витала в воздухе, напрашиваясь сама собой. И вот наконец-то она была реализована на нынешнем празднике аккордеона. Выступления киевлян, победителей 2008 и 2009 года, соответственно Романа Оныскива и Александра Хрустевича, в сольном амплуа и в дуэте явились кульминацией, своего рода «моментом истины» предстоящих конкурсных баталий.

Прозвучавшие в исполнении Романа Оныскива Партита в четырех частях (Интрада, Канон, Сарабанда, Токката) А. Кусякова, «Посвящение Игорю Стравинскому» В. Рунчака и «Цыганский король» Б. Мирончука убедительно подтвердили, что в лице этого музыканта баянное искусство Украины имеет интересного и самобытного исполнителя с огромным творческим потенциалом.
Что касается Александра Хрустевича, то его игра, в сравнении с прошлогодним триумфальным выступлением, показалась несколько уставшей, с потускневшими осыпавшимися красками в Восточной фантазии «Исламей» М. Балакирева и в «Ретро-сюите» В. Подгорного. Но в чем трудно отказать этому ярко одаренному музыканту, так это в индивидуальном неповторимом исполнительском почерке, о чем свидетельствовала «Баркарола» С. Рахманинова, в которой с глубочайшим чувством проявилось редкое для баянистов качество -умение петь на инструменте.
Включив в программу концерта юных музыкантов, организаторы тем самым предприняли попытку взглянуть на перспективы конкурса. Так, в качестве музыкального привета с Буковины (кстати, родины Яна Табачника) прозвучала транскрипция П. Фроссини на тему «Очи черные» в исполнении Богдана Богославца, учащегося ДМШ № 2 города Черновцы.
А когда на сцену вышел совсем юный баянист, учащийся Кагарлыкской ДМШ Егор Громыко, исполнивший «Меланхолический вальс» Евгения Дербенко, зал, сочувственно встретив, проводил его бурными аплодисментами. Егор, будучи представителем третьего поколения баянной династии, занимается в классе своего деда Николая Викторовича Громыко. Отрадно, что баянные династии продолжаются и в наши дни!

Выступление дуэта в составе Р. Оныскива и А. Хрустевича, с блеском исполнивших «Наварру» Пабло Сарасате и «Танго для Клод» Ришара Гальяно, стало заключительным аккордом праздничного концерта.

В категории «А» (классика) из 22 заявленных участие в конкурсе приняли 16 посланцев из России, Беларуси, Боснии и Герцеговины, а также Украины. Как и в прошлые годы, большинство среди участников - победители национальных и лауреаты международных конкурсов. Иными словами, в творческое состязание вступили обстрелянные бойцы, многократно познавшие вкус побед. Отсюда и накал борьбы - бескомпромиссной, яркой, увлекательной. Собственно так было и на всех предшествующих конкурсных прослушиваниях прошлых лет.

Кто же они, счастливчики, вписавшие свои имена на скрижалях AccoHoliday?

Напомню, по Условиям конкурса первая премия неделима. Стало быть, победителем можно стать лишь однажды и при том без права повторного участия в конкурсе.

Итак, с 2006 по 2010 год победителями становились москвичи Евгений Кочетов и Эльдар Абдураимов, минчанин Владислав Плиговка, киевляне Роман Оныскив и Александр Хрустевич. Все они ученики, точнее сказать, воспитанники известных профессоров по классу баяна, составляющих цвет современного баянного исполнительства и педагогики. Яркими победами перечисленные выше лауреаты первых премий во многом обязаны своим наставникам-профессорам: Вячеславу Семёнову и Фридриху Липсу (Российская академия музыки имени Гнесиных), Николаю Севрюкову (Белорусская академия музыки), Сергею Гринченко и Владимиру Бесфамильнову (Национальная музыкальная академия Украины).

Если конкурсантам из Минска и Москвы удалось покорить Олимп AccoHoliday с первого раза, то представителям Украины пришлось предпринять несколько попыток. Так, например, Роман Оныскив до своего звёздного часа, проявив удивительную целеустремленность, стал сначала лауреатом третьей премии в 2006 году, затем дипломантом 2007 года, а в 2008 году провозглашен победителем этого престижного творческого состязания. А вот Александр Хрустевич после второго места на конкурсе 2006 года, сделав двухлетний перерыв, «созревал», набираясь опыта и сил, чтобы с триумфом подняться на первое место в 2009 году.

Подобный путь от звания дипломантов к лауреатским регалиям проделали и другие посланцы Украины: Артем Нижник, Вадим Самолюк, Дмитрий Царко и Дмитрий Жариков. Каждый из них оставил за собой право побороться еще и за высшую ступень. Так, например, Ирина Серотюк на протяжении прошедших пяти лет участвовала в конкурсе трижды. Будучи студенткой Одесского музыкального училища, в 2006 году получила приз «Надежда», став дипломанткой конкурса. В 2008 году она, являясь уже студенткой Одесской музыкальной академии, стала обладательницей третьей премии. А на юбилейном пятом конкурсе заняла второе место, находясь буквально в шаге от победителя конкурса: их разделяла всего-навсего одна десятая (!) балла.

Подводя итоги очередного творческого состязания, первое, что приходит на память, - это яркое впечатление от удивительно ровного состава конкурсантов, обладающих блестящей технической подготовкой и соответствующим уровнем мастерства. Об этом можно судить по результатам заключительного тура, на котором лауреатов отделяли буквально десятые доли баллов, почти как в художественной гимнастике или фигурном катании, где счет идет на десятые и сотые балла. Но в том-то и дело, что творческие состязания отличаются от спортивных целым рядом важных составляющих, которые невозможно определить только арифметическими измерениями количественных показателей.

Но, как говорят, победителей не судят, поэтому назовём всех и каждого поимённо. Вот они, - герои AccoHoliday 2010 года:

Победителем назван Эльдар Абдураимов, студент Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Ф.Р. Липса).
Последующие места были распределены следующим образом:
второе место и звание лауреата конкурса удостоена Ирина Серотюк (Одесса), Дмитрий Царко (Киев), Александр Румянцев (Москва);
третьего места и звания лауреатов удостоены Драган Рибич (Восточное Сараево), Дмитрий Жариков (Харьков), Вадим Самолюк (Киев).
Дипломантом стал Виталий Кондратенко (Москва) - студент музыкального колледжа имени Гнесиных.

Оглашены результаты конкурса. Члены жюри спускаются в зал, вливаясь в слушательскую аудиторию. Наступает момент истины, когда судьи становятся слушателями, когда над конкурсантами не довлеют пресловутые баллы, когда требуется подтвердить завоёванный в честной борьбе высокий статус звания лауреата. Давно известно: победив однажды, приходится всю последующую творческую жизнь не только помнить, но постоянно подтверждать результат и сам факт победы. Об этом невольно думалось, слушая выступления новоиспеченных лауреатов конкурса на заключительном концерте, сверяя свои баллы с качественным уровнем выступающих.

К счастью, обилие премий по каждому из призовых мест, поначалу вызвавшее некоторое сомнение и даже оторопь, подтвердилось цельностью программы заключительного концерта, в котором доминировали представители категории «А» (классика). Номинация варьете была представлена единственным лауреатом второй премии, которой был удостоен студент Одесской музыкальной академии Артём Санжак, исполнивший две джазовые композиции - «Девушки из Ипанимы» Антонио Жобима и «Следы на снегу» Виктора Власова с посвящением Яну Табачнику.

Ярким звуковым пятном, завершившим концерт, запомнилась неотразимая манера бьющей через край молодости, эмоционального оптимизма в игре обладателя первой премии Эльдара Абдураимова, в исполнении которого прозвучала транскрипция В. Горовица знаменитого «Ракоци марша» Ф. Листа.

Говорят, что итоги — это всегда в определенном смысле и перспективы. Некоторые из них были процитированы выше. И вместе с тем существует еще целый ряд ближайших и относительно отдаленных перспектив, одной из которых является мысль о создании международной конфедерации кафедр и отделений, где имеются классы баяна и аккордеона. Первым шагом на пути к этому событию могла бы явиться международная конференция специалистов в области баяно-аккордеонной педагогики. Кстати, Ян Табачник, горячо поддержал эту идею.

Лакмусом в номинации «варьете» мог бы послужить пункт условий, предусматривающий демонстрацию навыков импровизации. Но здесь придется набраться терпения с тем, чтобы добиться от будущих участников конкурса элементарного разделения жанров и стилей эстрадного толка. А пока доминировал лишь стиль мюзет.

Что касается классической категории «А», то здесь, на мой взгляд, следовало бы как-то по-иному сформулировать пункт Условий, «провоцирующий»   участников   конкурса   на   исполнение   только   сонат Д. Скарлатти. Право же, несколько постоянно озвученных сонат не только набили оскомину за прошедшие пять лет, но и провоцируют на конкурс внутри конкурса - на лучшее исполнение сочинений великого итальянца.
Трудно не согласиться с пожеланиями участников и гостей конкурса со ссылкой на опыт многих международных конкурсов, на которых выставленные членами жюри баллы становятся достоянием всех заинтересованных. В этой связи вновь приходится говорить о легализации выставленных оценок, что, несомненно, повысит ответственность каждого члена жюри в свете объективности и честности.

Данное положение в полной мере соответствует и главному принципу, сформулированному организатором и вдохновителем AccoHoliday Яном Табачником, утверждающим: «Честный музыкант - честный человек, честный человек - честный музыкант». Этот же принцип отражен и на фронтоне возглавляемого им международного творческого Центра - «Честь имею пригласить».
Разумеется, критические нотки и пожелания, не умаляя достоинств прошедшего праздника Музыки, необходимы, ибо совершенству предела нет. Но в целом «киевское чудо», каким по праву зарекомендовал себя AccoHoliday в баянном и аккордеонном мире, безусловно, имеет полное право так называться.


Ю. Ястребов,

член Высшей лиги мэтров мирового аккордеона

 
 
Разработка сайта: FloMaster studio